Для получения, распределения и передачи усилия, создаваемого двигателем для рабочих органов снегоуборщика, в его заводском устройстве предусмотрен редуктор. От слаженной работы этого механизма во многом зависит стабильность работы машины при уборке тяжелого налипающего снега. Чтобы редуктор снегоуборщика исправно работал, его нужно правильно обслуживать и вовремя устранять неисправности узла. В дальнейшем это защитит механизм от серьезных поломок и значительно продлит сроки его эксплуатации.
Содержание
Устройство редуктора снегоуборщика
В большинстве типов снегоуборочных машин в основу устройства их редукторов входят шестерни. Как правило, заводы-изготовители используют для выпуска этих деталей бронзу или другие мягкие металлы. Более дешевые китайские снегоуборщики комплектуются шестернями из пластика, которые не выделяются длительными сроками эксплуатации и быстро деформируются под воздействием постоянно высоких температур.
Лучше всего при эксплуатации снегоочистителя в сложных погодных условиях себя показали бронзовые шестерни. Это объясняется тем, что, в случае непредвиденной блокировки шнека, бронзовая шестерня редуктора принимает давление механизма на себя, защищая, тем самым, двигатель и другие важные узлы хозяйственной машины.
Для крепления шнека на снегоуборщике производители техники выбирают одну из сторон заводского вала. Фиксация узла выполняется при помощи срезных винтов. В устройстве машины они играют роль первостепенной защиты ДВС снегоуборщика. Если во время уборки снега машина внезапно сталкивается с твердым препятствием и заклинивает, то болты переходят в аварийный режим и автоматически срезаются. Это позволяет предотвратить серьезные повреждения мотора и редуктора агрегата.
Как и другие элементы снегоочистителя, его шестерня располагается внутри защитного металлического или пластикового корпуса. Чаще всего для производства его каркаса и стенок изготовители используют сбалансированный сплав из кремния и алюминия. Схема такого корпуса состоит из двух частей, которые соединяются друг с другом при помощи металлических болтов. Немного по-другому формируется корпус редуктора профессионального снегоочистителя. Для его производства используется цельный лист чугуна, а сам корпус представляет собой один сплошной отсек.
Типы редукторов снегоуборочных машин
В заводское устройство разных снегоуборщиков могут входить механизмы двух типов.
Среди них выделяются:
- обслуживаемые – эти редуктора можно ремонтировать своими руками. Эти узлы надежны, выносливы и более долговечны. Для производства составляющих этих механизмов изготовители используют бронзу и другие мягкие металлы, обладающие стойкостью к износу;
- необслуживаемые – узлы этого типа менее долговечны, так как в случае поломки владелец снегоуборщика не сможет разобрать редуктор и устранить его неисправность. Если в устройстве необслуживаемого редуктора вышла из строя определенная деталь, то механизм поддается полной замене.
Из-за меньшей стоимости необслуживаемых редукторов их используют преимущественно для комплектации менее качественных китайских снегоуборщиков. Более дорогостоящая немецкая или американская техника оборудуется исключительно обслуживаемыми механизмами.
Смазка редуктора снегоуборщика
Многое для длительной эксплуатации имеющегося в хозяйстве снегоуборщика напрямую зависит от масла, которое используется непосредственно для смазки редуктора. Чаще всего в этих целях производители техники советуют использовать трансмиссионное масло. Преимущество этого средства заключается в его консистенции. Оно достаточно жидкое, чтобы проникать внутрь малейших пазов механизма, и, при этом, густое, чтобы полностью покрывать детали узла прочной маслянистой пленкой.
Начинающие пользователи снегоуборщиков используют для смазки редуктора “Литол” и другие распространенные дешевые жидкости. Тем не менее, делать этого нельзя, так как эти масла не способны обеспечить надежную защиту деталей редуктора от износа при повышенном нагреве. Кроме того, эти смазки быстро замерзают при эксплуатации в условиях температур, ниже -10 ⁰C.
Чтобы смазать редуктор для снегоуборщика, владелец машины должен действовать в таком порядке:
- Сперва оператор должен очистить механизм от старой смазки. Чтобы достичь наилучшего результата, механизм потребуется снять, разобрать, и поместить его детали в емкость с чистым бензином. Спустя сутки детали нужно извлечь и тщательно просушить;
- Далее редуктор необходимо собрать и установить его на штатное место в снегоуборщике;
- После этого, не устанавливая крышку защитного корпуса механизма, потребуется выкрутить штатный штуцер и, при помощи большого шприца, залить новое масло.
https://www.youtube.com/watch?v=ptYGBLcnVA4&t=324s
После внесения новой смазки нужно дать ей возможность проникнуть в самые мелкие пазы механизма. Для этого нужно завести ДВС снегоуборщика и, немного приподняв его переднюю часть над землей, несколько раз резко нажать на рычаг привода шнека. Своим вращением шнек разогреет новую смазку и разгонит ее по всем деталям редуктора. После этого можно продолжить эксплуатации снегоуборочной машины.
Как снять редуктор на снегоуборщике?
Из-за того, что детали редуктора снегоуборочной машины поддается постоянному трению, они, со временем, изнашиваются. Чтобы продолжить эксплуатацию агрегата, его владельцу придется разобрать передающий механизм и заменить неисправную запчасть.
Как червячный редуктор, так и узлы другого типа, необходимо разбирать в одинаковом порядке.
При этом оператор должен действовать следующим образом:
- Сначала хозяйственную машину потребуется установить в ровном неподвижном положении;
- Далее необходимо отвернуть фиксирующие винты и снять заводской кожух, который предназначен для постоянной защиты приводного шнекового троса и штатных ремней;
- После этого потребуется отвернуть винты, которые в штатной комплектации снегоуборщика находятся сразу позади встроенной “улитки”;
- Далее нужно осторожно снять приводной ремень. Для этого его необходимо поддеть отверткой и скинуть с заводского шкива;
- Затем нужно отвернуть все винты, которые фиксируют заводской вал шнека:
- На следующем этапе оператору потребуется аккуратно повернуть штатную “улитку”. Как только с ее стороны послышится характерный щелчок, нужно вытащить встроенный шнек вместе с прикрепленной к ней крыльчаткой;
- После этого необходимо отвернуть срезные болты и демонтировать вал;
- Затем оператор сможет разобрать неисправный редуктор. Чтобы это было проще сделать, необходимо зажать одну часть вала в гаражных тисках и отвернуть 6 штатных винтов, соединяющих обе части корпуса редуктора. Чтобы одна часть корпуса быстрее отделилась от другой, по ней можно несколько раз не сильно ударить молотком.
После разборки потребуется провести осмотр механизма. Важно обратить внимание на наличие и состояние масла. При необходимости его потребуется заменить. Также нужно визуально осмотреть все детали редуктора. Определить неисправность узла довольно просто по внешнему виду запчастей. К примеру, если проблема заключается в шестерне на 20 зубов, то на ней обязательно будут видны следы износа в виде деформации или трещин. Чтобы отремонтировать узел, нужно заменить неисправную деталь и собрать механизм в обратном порядке.
Особенности самостоятельного изготовления редуктора
Самостоятельная сборка редуктора – это лучший вариант для владельцев тех снегоуборщиков, которые комплектуются необслуживаемыми заводскими механизмами. В этом случае изготовление узла поможет не раз сэкономить оператору снегоочистительной машины.
Перед изготовлением редуктора нужно изучить чертежи, где будет указан порядок установки деталей и методы их фиксации в общей устройстве самоделки.
После изучения схемы можно переходить непосредственно к сборке механизма.
Для этого изготовителю потребуется действовать в таком порядке:
- В первую очередь необходимо установить выбранную бронзовую шестерню на заводской вал снегоуборщика. Одновременно с ней на валу нужно закрепить подшипники;
- После этого вал нужно установить в одну из частей корпуса. При этом лучше всего, чтобы шестерня вместе с подшипники расположились под верхней стенкой корпуса;
- Далее используемые элементы потребуется закрыть сальниками, которые будут предотвращать утечки масла. Чтобы сальники плотно прилегали к внутренним стенкам корпуса, их размеры должны на 1 см превышать диаметр установленной шестерни;
- Далее к первой части корпуса потребуется прикрепить его вторую часть. Для этого лучше всего воспользоваться металлическими болтами.
Как продлить сроки использования редуктора?
Как штатный, так и самодельный редуктор снегоочистителя прослужит гораздо дольше, если оператора агрегата будет придерживаться определенных правил.
К ним относиться:
- постоянное использование для смазки исключительно качественного трансмиссионного масла – его полусинтетические аналоги не смогут обеспечить надежную защиту движущихся деталей узла. В результате он, рано или поздно, выйдет из строя;
- перерывы во время работы – любой редуктор нагревается и, чем дольше он работает под воздействием высоких температур, тем больше поддается износу. Это нужно исключить и делать 10-минутные паузы после каждого часа эксплуатации снегоочистителя;
- регулярная промывка узла – даже использование качественного масла не гарантирует отсутствие нагара, который скапливается на стенках редуктора. Спустя несколько дней интенсивной эксплуатации в механизме откладывается такой слой смолы, который может помешать его нормальной работе. Чтобы не допустить этого, редуктор потребуется промывать каждые 2 недели регулярного использования снегоуборщика;
- осторожные манипуляции с рычагом привода шнека – при каждом нажатии на рычаг приводной тросик запускает редуктор. Со временем тросик растягивается и обрывается. Чтобы продлить сроки его эксплуатации, оператор должен нажимать на рычаг привода только в тех случаях, когда это действительно необходимо.
Очень важно при эксплуатации снегоуборщика не допускать вытекания масла из корпуса редуктора машины. Для этого нужно регулярно проверять сальники и, при необходимости, вовремя менять их.