Вспашка земли трактором – один из современных способов интенсификации сельского хозяйство, который стал возможен после изобретения плуга. Оборачивая и рыхля поверхностный слой почвы, данная агротехническая операция улучшает аэрацию, дренаж почвы, создавая оптимальные условия для жизнедеятельности агрокультур. Плуг для трактора имеет несколько форм исполнения, особенностям которых и будет посвящена статья.
Конструкция тракторных плугов состоит из ведущих и вспомогательных элементов.
В основе лежат:
- Корпус – внешне представляет собой базовую стойку, на которой крепятся последующие компоненты;
- Нож – режет пласты земли;
- Предплужник – участвует в рыхлении грунта и разбивании задернованного слоя.
Дополнительно каждый плуг имеет:
- Раму – устойчивый каркас, который держит плуг;
- Опорное колесо – балансировочный элемент, принимающий на себя часть веса плуга;
- Навеску – переходник для агрегации с трактором.
Виды плугов для тракторов
Разнообразие плугов продиктовано различными агроклиматическими условиями, технологиями возделывания агрокультур и подходами к восстановлению почвы.
Плуги для тракторов классифицируют:
- По источнику происхождения: заводские; самодельные – самоделки за счет своей дешевизны и универсальности конкурируют с промышленными моделями;
- В зависимости от рабочих элементов: дисковые – врезаются в землю дисками, адаптированные под плотные, переувлажненные и целинные земли; чизельные – не оборачивают пласт; роторные – рабочие органы плуга закреплены на подвижном валу. Выпускаются в барабанном, лопастном, лопаточном и шнековом (винтовом) вариантах; лущильные – осуществляет подрезку сорняков и подготовку почвы перед пахотой; оборотные (лемешные) – выпускаются навесном и полунавесном виде. В качестве рабочего органа содержат клиновидные лемехи; комбинированные;
- По целевому предназначению: плуги общего типа – рассчитаны на старопаханные поля, за исключением загрязненных мусором и каменистыми включениями; специализированные;
- От исхода вспашки: оставляющие борозды; образующие на поверхности ряды земляных гребней; гладкопахотные.
- По способу агрегации с базовым агрегатом:
- полунавесные – нуждаются в большей площади для разворота. При сниженном сопротивлении создают большее давление на трактор, которое частично поглощается вспомогательным колесом плуга;
- навесные –просто устроенные приспособления, которые обеспечивают высокий опрокидывающий потенциал;
- прицепные – 3-колесные адаптеры, надстраиваемые на трактор как обычный грузовой прицеп. Ныне прицепные плуги – это преимущественно специализированные устройства.
Специальные плуги для трактора различаются на:
- болотно-кустарниковые – пригодны для торфяников, заболоченных участков, задернованных земель, на которых без спецоснастки может проехать только бульдозер Б-10;
- плантажные – навешиваются на пропашной трактор, который обрабатывает грунт на значительную глубину (до 1 м), чем создают максимально комфортные условия для возделывания сельхозрастений. Незаменимы для заделки минеральных и органических удобрений;
- плуги для солонцов и подзолистых почв, которые сохраняют ярусность почвенных слоев;
- садовые – для вспашки земель, занятых деревьями и кустарниками;
- лесные – производят комплекс почвоподготовительных работ перед высадкой сеянцев в лесополосах, парках и естественных лесных массивах;
- плуги для каменистых грунтов;
- безотвальные плуги – распространенное средство против ветровой эрозии.
Как отрегулировать и настроить плуг для трактора?
Перед началом вспашки с помощью плуга, его необходимо правильно навесить и отрегулировать, о чем обычно сказано в сопутствующей к плугу документации. Рассмотрим 2 варианта – для лемешных и чизельных плугов.
Для установки лемешного плуга нам необходимо:
- Взять подставку высотой до 0,7 м, которая будет удерживать корпус плуга;
- На раме и стойке закрутить болты;
- На продольных траверсах зафиксировать предплужники;
- Снаружи конструкции поставить опорные колеса, застопорив их в нерабочем положении;
- Приспособить на раму навеску, не затягивая скобу.
Если после вспашки трактором поля остались ровные борозды и гребни, то установка была произведена верно.
Регулировка чизельного плуга:
- Перед навешиванием чизельного плуга трактор для пахоты исследуют на предмет исправностей гидравлической системы. После этого:
- С помощью гидроцилиндров тяговой машины задается горизонтальное положение плугу;
- Плуг ставится на брусья, высота которых должна быть на 3-5 см меньшей предполагаемой глубины вспашки;
- Ступица опускается на расстояние, равное глубине обработке, увеличенной на 36 см, а сам плуг – до уровня, где все механизмы касаются поверхности;
- Фиксатор плунжерного цилиндра освобождается, чтобы он соприкоснулся с 2-плечевым рычагом;
- Стойки стягивают гайками и приступают к работе, как показано в видео.
Как правильно пахать землю трактором?
Перед пахотой на тракторах тщательно готовят поле, удаляя с него высохшую растительность и другие посторонние предметы. Важно правильно выбрать направление перемещения трактора. Так, для равнинной местности, направление вспашки должно ежегодно меняться. На угодьях со сложной геометрией пахать нужно вдоль самой длинной стороны. На холмистых и полях, подверженных водной или ветровой эрозии, обработку почвы ведут поперек склона или направления смыва (потока ветра). Самыми распространенными способами вспашки тракторами – петлевой и беспетлевой, изображенные на схемах.
Оптимальной скоростью движения трактора для пахоты считается 5-8 или 8-12 км/ч (для скоростных плугов).
Контроль качества пахоты оценивает агроном по таким показателям:
- глубина обработки – отклонение от заданного параметра не должно превышать 5 %;
- выравненность;
- гребнистость;
- степень заделки остатков растений и минеральных удобрений.