Трактора Т-4

Трактор Т-4 – фундаментальное детище советской эпохи. Производился в течение 6 лет с 1964 г. Алтайским тракторостроительным заводом. В настоящее время встречается под своей усовершенствованной модификацией – трактором Т4А, которую до 1998 г. собирали на ООО «Завод Алтай трактор».

Проявил высокую жизнеспособность в различных сферах деятельности, хотя создавался для поливных земель Сибири и Казахстана. Часто встречается на вторичном рынке, где пользуется повышенным спросом.

Преимущества и недостатки трактора Т-4

Преимущества и недостатки трактора Т-4

Трактор Т-4 – гусеничная модель, которая по тяговым свойствам соответствует 4-му классу мощности. В отличие от многих других популярных тракторов советской эпохи – трактора Т-28 или К-700, принадлежит к агрегатам общего назначения с возможностью эксплуатации на заболоченной местности и на участках с орошаемым земледелием. В зависимости от режима работы развивает усилие в пределах 36-45 кН.

Сферы применения:

  • сельское хозяйство – сплошная плужная предпосевная и пожнивная обработка полей, высадка агрокультур и сбор урожая на черноземах, суглинистых и целинных почвах;
  • строительство;
  • деятельность дорожных и коммунальных служб.

«Плюсы» трактора Т-4:

  • высокие тяговые возможности;
  • оптимизированный гидравлический узел борта;
  • универсальность – трактор Т-4 совместим с разнообразными прицепными, полунавесными и навесными адаптерами, позволяющими осуществлять почвообработку и землеройные работы (как на видео);

  • унифицированные запчасти.

«Минусы»:

  • недолговечность гусеничных лент;
  • малая транспортировочная скорость – до 9 км/ч;
  • труднодоступность ведущих механизмов, обслуживание и ремонт которых не под силу выполнить одному человеку.

Устройство трактора Т-4

Устройство трактора Т-4

Данный гусеничный агрегат имеет классическую компоновку с габаритами, обозначенными на чертеже.

Чертеж трактора Т-4

При базе в 2,52 м и 8-тонном весе достаточно маневренный на поворотах – может развернуться на 1,7 м участке.

Основу конструкции составляет шарнирно-сочлененная рама, состоящая из траверс и лонжеронов.

На нее базируются:

  • мотор;
  • трансмиссия;
  • ходовая часть;
  • рабочие механизмы, приводящие в действие навесное оборудование;
  • узлы, отвечающие за эргономику – электросхема, кабина и сиденье тракториста.

Рассмотрим их более подробно.

Двигатель трактора Т-4

Оборудован 6-цилиндровым дизельным двигателем А01М, в час работы которого нужно 24 л солярки. Связан с пусковым устройством – ПД-10У, которое работает на смеси бензина и моторного масла.

Его особенности:

  • вертикальная компоновка цилиндров, которые запускаются 1/5/3/6/2/4;
  • 4-тактность;
  • электрический стартер, питающийся от аккумулятора;
  • наличие клапана декомпрессии, упрощающего пуск зимой.

Управление декомпрессионным и стартерным механизмом ведется дистанционно с кресла механизатора. В случае разрядки аккумулятора трактор беспроблемно заводится вручную – через специальный шнур, намотанный на маховик.

Трансмиссия

«Алтаец» оснащен механической трансмиссией с 12 режимами. Из них – 8 передних передач. За переключение между ними отвечают конические шестерни. Задние скорости запускаются отдельно рычагом реверс-редуктора. В отличие от ранних советских разработок, имеет планетарный редуктор, который регулирует ход на поворотах.

Ходовая часть

Трактор Т-4 передвигается гусеницах, которые состоят из:

  • 2 гусеничных цепей и тележек;
  • балансировочной рессоры – сохраняет центр тяжести и противодействует внезапному перевороту.

Каждая гусеничная тележка зафиксирована жестко без просветов. Сзади есть ведущая шестеренка, которая обеспечивает использование трактора Т-4 в качестве бульдозера.

Рабочее оборудование

Трактор Т4 имеет ряд дополнительных механизмов, локализованных в различных местах агрегата:

  • фронтальные навесные – установлены на лонжеронах передней полурамы;
  • трехточечные прицепные.

Их связь с вспомогательными адаптерами ведется через гидравлическую систему. Как и на других гусеничных тракторах она раздельно-агрегатная с насосом шестеренчатого типа и многопозиционным гидравлическим тумблером.

С трактором Т-4 совместимы:

  1. Почвообрабатывающие орудия: 5-корпусный плуг; бороны; отвалы бесповоротного типа; зубчатые рыхлители; многорядные сеялки; косилки; грабли-ворошилки;
  2. Лесозаготовительные – легко переоснащается в корчеватель или лесной трактор (трелевочник), которые собирает бревна и перевозит их к месту конечной дислокации;
  3. Землеройные:
  • бульдозерный отвал;
  • ковш-погрузчик для земли.

Электроника и кабина оператора

Электроника и кабина оператора трактора Т-4

Традиционно трактор Т-4 производился с 2-местной кабиной – закрытой и расположенной на специальных пружинах. Сиденье водителя так же было подрессорено, однако от тряски это не спасало.

Имеет:

  • вентилятор;
  • отопительную систему, функционирующую от радиатора охладителя;
  • теплоизоляционную прошивку;
  • демпферные виброгасители.

Электроника данного агрегата – классическая 12-вольтная.

Она подает ток на:

  • стартер;
  • звукосигнализаторы;
  • предпусковой обогрев;
  • вентилятор;
  • свет – фары и габаритные огни.

Технические характеристики трактора Т-4:

  • Мощность – 100 л.с.;
  • Тяговое усилие – 4000 кгс;
  • Колея – 1,38 м;
  • Просвет – 36,2 см;
  • Диапазон скоростей (вперед) – 3,34 – 9,17 км/ч;
  • Бензобак – 300 л;
  • Давление на грунт – о,04 МПа;
  • Габариты – 4,65 х 1,95 х 2,84 м;
  • Вес – 8 т.

Последователи трактора Т-4

Начиная с 70-х гг. Алтайский завод начал выпускать новые модификации сельхозмашин:

  • трактор Т-4А – от базового отличает более мощным мотором (130 л.с.) и емким топливным бачком (320 л). Все остальные элементы остались прежними;
  • Т-4АП – имеет шарнирно-гидроцилиндровую компоновку, которая служит для навески переднего отвала.

Гораздо позже в продаже появились и другие соклассники Т-4-го:

  • Т-4АП-С1 – для земляных работ;
  • Т-4АП-С2 – скреперный трактор;
  • ДП-24 и ДЗ-101 – имеют фронтальный отвал для строительства и лесозаготовки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: