Трактор Т-4 – фундаментальное детище советской эпохи. Производился в течение 6 лет с 1964 г. Алтайским тракторостроительным заводом. В настоящее время встречается под своей усовершенствованной модификацией – трактором Т4А, которую до 1998 г. собирали на ООО «Завод Алтай трактор».
Проявил высокую жизнеспособность в различных сферах деятельности, хотя создавался для поливных земель Сибири и Казахстана. Часто встречается на вторичном рынке, где пользуется повышенным спросом.
Содержание
Преимущества и недостатки трактора Т-4
Трактор Т-4 – гусеничная модель, которая по тяговым свойствам соответствует 4-му классу мощности. В отличие от многих других популярных тракторов советской эпохи – трактора Т-28 или К-700, принадлежит к агрегатам общего назначения с возможностью эксплуатации на заболоченной местности и на участках с орошаемым земледелием. В зависимости от режима работы развивает усилие в пределах 36-45 кН.
Сферы применения:
- сельское хозяйство – сплошная плужная предпосевная и пожнивная обработка полей, высадка агрокультур и сбор урожая на черноземах, суглинистых и целинных почвах;
- строительство;
- деятельность дорожных и коммунальных служб.
«Плюсы» трактора Т-4:
- высокие тяговые возможности;
- оптимизированный гидравлический узел борта;
- универсальность – трактор Т-4 совместим с разнообразными прицепными, полунавесными и навесными адаптерами, позволяющими осуществлять почвообработку и землеройные работы (как на видео);
- унифицированные запчасти.
«Минусы»:
- недолговечность гусеничных лент;
- малая транспортировочная скорость – до 9 км/ч;
- труднодоступность ведущих механизмов, обслуживание и ремонт которых не под силу выполнить одному человеку.
Устройство трактора Т-4
Данный гусеничный агрегат имеет классическую компоновку с габаритами, обозначенными на чертеже.
При базе в 2,52 м и 8-тонном весе достаточно маневренный на поворотах – может развернуться на 1,7 м участке.
Основу конструкции составляет шарнирно-сочлененная рама, состоящая из траверс и лонжеронов.
На нее базируются:
- мотор;
- трансмиссия;
- ходовая часть;
- рабочие механизмы, приводящие в действие навесное оборудование;
- узлы, отвечающие за эргономику – электросхема, кабина и сиденье тракториста.
Рассмотрим их более подробно.
Двигатель трактора Т-4
Оборудован 6-цилиндровым дизельным двигателем А01М, в час работы которого нужно 24 л солярки. Связан с пусковым устройством – ПД-10У, которое работает на смеси бензина и моторного масла.
Его особенности:
- вертикальная компоновка цилиндров, которые запускаются 1/5/3/6/2/4;
- 4-тактность;
- электрический стартер, питающийся от аккумулятора;
- наличие клапана декомпрессии, упрощающего пуск зимой.
Управление декомпрессионным и стартерным механизмом ведется дистанционно с кресла механизатора. В случае разрядки аккумулятора трактор беспроблемно заводится вручную – через специальный шнур, намотанный на маховик.
Трансмиссия
«Алтаец» оснащен механической трансмиссией с 12 режимами. Из них – 8 передних передач. За переключение между ними отвечают конические шестерни. Задние скорости запускаются отдельно рычагом реверс-редуктора. В отличие от ранних советских разработок, имеет планетарный редуктор, который регулирует ход на поворотах.
Ходовая часть
Трактор Т-4 передвигается гусеницах, которые состоят из:
- 2 гусеничных цепей и тележек;
- балансировочной рессоры – сохраняет центр тяжести и противодействует внезапному перевороту.
Каждая гусеничная тележка зафиксирована жестко без просветов. Сзади есть ведущая шестеренка, которая обеспечивает использование трактора Т-4 в качестве бульдозера.
Рабочее оборудование
Трактор Т4 имеет ряд дополнительных механизмов, локализованных в различных местах агрегата:
- фронтальные навесные – установлены на лонжеронах передней полурамы;
- трехточечные прицепные.
Их связь с вспомогательными адаптерами ведется через гидравлическую систему. Как и на других гусеничных тракторах она раздельно-агрегатная с насосом шестеренчатого типа и многопозиционным гидравлическим тумблером.
С трактором Т-4 совместимы:
- Почвообрабатывающие орудия: 5-корпусный плуг; бороны; отвалы бесповоротного типа; зубчатые рыхлители; многорядные сеялки; косилки; грабли-ворошилки;
- Лесозаготовительные – легко переоснащается в корчеватель или лесной трактор (трелевочник), которые собирает бревна и перевозит их к месту конечной дислокации;
- Землеройные:
- бульдозерный отвал;
- ковш-погрузчик для земли.
Электроника и кабина оператора
Традиционно трактор Т-4 производился с 2-местной кабиной – закрытой и расположенной на специальных пружинах. Сиденье водителя так же было подрессорено, однако от тряски это не спасало.
Имеет:
- вентилятор;
- отопительную систему, функционирующую от радиатора охладителя;
- теплоизоляционную прошивку;
- демпферные виброгасители.
Электроника данного агрегата – классическая 12-вольтная.
Она подает ток на:
- стартер;
- звукосигнализаторы;
- предпусковой обогрев;
- вентилятор;
- свет – фары и габаритные огни.
Технические характеристики трактора Т-4:
- Мощность – 100 л.с.;
- Тяговое усилие – 4000 кгс;
- Колея – 1,38 м;
- Просвет – 36,2 см;
- Диапазон скоростей (вперед) – 3,34 – 9,17 км/ч;
- Бензобак – 300 л;
- Давление на грунт – о,04 МПа;
- Габариты – 4,65 х 1,95 х 2,84 м;
- Вес – 8 т.
Последователи трактора Т-4
Начиная с 70-х гг. Алтайский завод начал выпускать новые модификации сельхозмашин:
- трактор Т-4А – от базового отличает более мощным мотором (130 л.с.) и емким топливным бачком (320 л). Все остальные элементы остались прежними;
- Т-4АП – имеет шарнирно-гидроцилиндровую компоновку, которая служит для навески переднего отвала.
Гораздо позже в продаже появились и другие соклассники Т-4-го:
- Т-4АП-С1 – для земляных работ;
- Т-4АП-С2 – скреперный трактор;
- ДП-24 и ДЗ-101 – имеют фронтальный отвал для строительства и лесозаготовки.